Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Спам как элемент отечественной корпоративной культуры

Андрей Колесов

© Андрей Колесов, 2004
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в еженедельнике PC Week/RE (N 46/2004, с.52)


Наличие корпоративной культуры (КК),

Наличие корпоративной культуры (КК), корпоративного стиля — это очень хороший показатель зрелости организации, а следовательно — отрасли и общества в целом. Сказав этот достаточно очевидный тезис, мне хотелось бы продолжить обсуждение проблем формирования КК и роли в этом деле ИТ-специалистов (ИТС), начатых в статье Владислава Пономарева "Спам, корпоративная культура и ИТ" (PC Week/RE N 43/2004, с.42). В данном случае хотелось бы обратить еще на одну важную составляющую КК - общении с внешним миром (клиентами, поставщиками, партнерами) через электронную почту.

Степень владения эпистолярным жанром уже много столетий является отличным показателем культуры и воспитания человека. Вполне очевидно, что качество деловой переписки столько хорошо отражает состояние КК любой компании. Более того, роль этого качества постоянно возрастает в формировании общего имиджа организации. Действительно, если ранее, во времена бумажных писем, оценить уровень переписки могли оценить лишь единичные получатели, то сегодня, во временя использование массовых электронных рассылок, предприятия как бы выставляют свою КК на всеобщее обозрение. Учитывая же тот факт, что Email — это достижение современных ИТ, понятно, что качество его применения, во многом определяется ИТ-специалистами. А раз так, то особенно интересно проанализировать как им владеют представители ИТ-отрасли.

В начало статьи

Спам, кругом один спам...

В силу своего рода деятельности мне как ИТ-журналисту приходится не только вести деловую переписку с конкретными контрагентами, но и получать новостные рассылки (пресс-релизы, приглашения, новости Webресурсов и пр.) из различных источников, как отечественных, так и зарубежных. Разумеется, во входном потоке моей почты очень велика доля "откровенного" спама (ОС) — писем, которые не относятся к моей профессиональной деятельности. Обратите внимание на это мое определение спама! Дело в том, что, если дать более точную формулировку — "нежелательную, анонимную и т.д.", то под ее может попасть до 70-90% получаемой деловой рассылки, причем практически вся она будет относится к российским, а не заграничным источникам! Назовем его (адресованный мне, не просто как абоненту почты, а как ИТ-журналисту) "деловой спам" (ДС).

Спам — это плохо. Он загружает коммуникации, мешает работать пользователям почты. Нужно продумывать и применять меры по его ограничению до разумных пределов (до нуля его чисто теоретически невозможно опустить). Мне не хотелось бы сейчас обсуждать эту проблему со всех сторон, скажу только, что значимость этой проблемы довольно сильно преувеличена, во многом благодаря маркетинговым усилиям поставщиков защитного ПО <*>.

<*> Упрощенного говоря, вполне вероятно, что применение изощренных программных средств защиты не приводит к заметному сокращению получаемого спама, но при это доставляет определенные неудобства пользователям, не говоря уже на затраты на приобретение и эксплуатацию систем защиты. При этом забывается такой хороший метод, который на примере лечения комариных укусов называет "лучше не чесать".

Объем "откровенного" спам (ОС) действительно велик: в моей почте он занимает до 70-80% процентов получаемых писем (50-70 писем в день). Но я часто работаю дома и пользуюсь телефонным соединением DialUp, поэтому меня волнует и объем трафика в байтах. По этому показателю соотношение совсем иное: 70-90% — но уже на деловую почту, причем значительная часть — ДС!

Что вы делает с полученной почтой? Обрабатываете ее — анализируете, удаляете ненужное, внимательнее изучаете нужное, сортируете по папкам и пр. С сохраненной почтой вы работаете в последующем: чаще всего приходится искать нужную информацию, повторно читать и т.д.

И вот тут, на этапе обработки (как первичной, так и последующей) обнаруживается неприятный момент: выясняется, что обработка деловой почты часто занимает заметно больше времени, чем ОС. Почему? В большинстве своем из-за не очень качественной формы подачи информации (с качеством содержания тоже есть проблемы, но о них потом).

В результате получается, что при работе с электронной почтой затраты на обработку ОС (получение, анализ, удаление) занимает весьма незначительную часть по сравнению с деловой почтой (где доля спама тоже велика!). И второй, еще более неприятный вывод: культура (корпоративная) рассылки корреспонденции официально действующих российских фирм-отправителей достаточно часто уступает как их западным коллегам, так и безвестным спамерам.

В начало статьи

Встречают по одежке...

Вот на какие проблемы в электронных деловых рассылках стоит обратить внимание:

Конечно, смысловое содержание деловых писем и почтовых рассылок — это также важный элемент корпоративной культуры, о котором можно поговорить отдельно. Сейчас же только стоит напомнить философское положение о единстве формы и содержания и о том, что хотя, согласно русской поговорке, "провожают по уму", но все же немаловажно и то, что "встречают по одежке".

В начало статьи